Unlimited PowerPoint templates, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Business
  2. Freelance

Заключение договоров в работе фрилансера 

by
Read Time:12 minsLanguages:

Russian (Pусский) translation by Anastassiya Abramenko (you can also view the original English article)

Я – счастливчик. Я работаю на фрилансе 10 лет, и у меня никогда не было клиента, который не заплатил, радикально менял цели и задачи проекта или каким-либо образом морочил мне голову. Однако, я постоянно слышу ужасные истории от приятелей-фрилансеров.   

Антидотом к множеству кошмарных сценариев является хороший договор, но составить его непросто. В конце концов, вы – фрилансер, а не юрист (если вы – фрилансер-юрист, вам повезло и читать дальше не нужно!). 

В этом руководстве я собираюсь показать вам процесс создания надёжного договора, который чётко сформулирует ожидания и защитит вас в случае возникновения непредвиденных ситуаций.  

Начнём с понимания того, что делает договор и почему он важен, а затем я расскажу, на каких ключевых областях нужно сфокусироваться, и покажу несколько полезных шаблонов и источников в сети. 

Я – писатель, а не юрист, поэтому я не могу дать вам консультацию по конкретным вопросам. В любом случае, детали контракта очень различаются в зависимости от типа вашей работы и природы каждого договора.  Я могу только растолковать несколько общих шагов, которым вы сможете следовать в создании любого договора фрилансера вне зависимости от сферы вашей деятельности, будь то дизайн, фотография, программирование или любая другая область. 

1. Что содержится в договоре, и почему он вам обязательно нужен 

Основополагающая цель договора – определить детали вашей работы и защитить вас и вашего клиента, если что-то пойдёт не так. 

Защита обеих сторон

Если клиент отказывается платить или утверждает, что ваша ставка намного ниже той, которая на самом деле, у вас была бы слишком маленькая возможность противостоять такому, если бы не было договора.  С договором всё прозрачно. Даже если вы не собираетесь обращаться в суд, этой угрозы может быть достаточно для решения большинства споров.  

С точки зрения клиента, договор устанавливает работу, которую вы должны делать, и предоставляет защиту прав, если вы не делаете работу по соглашению.  Даже если вы блестяще выполните работу, вам нужно обратить внимание на эту часть договора и убедиться, что вы придерживаетесь того, что разумно и чётко определено. Подробнее об этом позже. 

Договор также проясняет, кто «владеет» работой после её создания, в частности, у кого будут авторские права или другая интеллектуальная собственность на созданную вами работу – об этом будет позже. 

Вносим прояснения

Хотя главная цель договора – защитить обе стороны в случае спора, побочное преимущество заключается в том, что договор отлично проясняет ожидания сторон. 

Это побочное преимущество было главным преимуществом контрактов для меня лично. Одна из главных проблем во фрилансе заключается в нечётких или нереалистичных ожиданиях клиента.  В договоре чёрным по белому указано в точности то, чего хочет клиент, и чего ожидаете вы. Можно выявить проблемы на раннем этапе, сохранив кучу нервов впоследствии.  

Поэтому, даже если вы никогда не обращаетесь в суд по договору фрилансера, стоит создать договор для создания более высокого уровня определённости.

2. Как создать договор

Вы знаете, что содержится в договоре, и почему он так важен. Как его создать?

Часто клиенты будут предоставлять вам соглашение, которое они уже использовали, но если вы хотите создать его сами, вам может быть сложно начать.

Типы договоров 

Во-первых, вам нужно понять, какой тип договора вы будете использовать. Есть много вариантов, но самыми распространёнными являются:

  • Договор на выполнение единовременной работы 
  • Договор на текущую работу с согласованной ставкой для каждого выполненного задания
  • Договор о предварительной оплате услуг 

В первом случае вам нужно очень детально описать то, что предусматривает договор, что вам нужно от клиента, что вы представите, когда представите, какая будет оплата и как она будет производиться. 

Во втором случае детали могут быть не такими конкретными, т.к. и вы, и клиент захотите оставить немного пространства для изменений спустя время (больше заданий или меньше, разные типы работы, разные сроки производства работ). В этом случае важно решить, какие элементы работы будут исправлены. 

Например, вы можете включить ставку для разных видов работ или, если задачи сильно разнятся, установить минимальную сумму для каждой задачи, с согласованием ставок для более длительных проектов. Вы можете захотеть установить минимальное или максимальное число задач (или часов работ) в неделю или месяц. Идея в том, чтобы оставить место для изменений, но также установить некоторые детали самых важных моментов.

В случае с договором о предварительной оплате услуг, вы обозначаете свою готовность к работе с клиентом по мере надобности, в обмен на регулярную оплату. Например, если вы – веб-дизайнер, и клиент постоянно возвращается к вам за внесением изменений на сайте, вы можете настоять на заключении договора о предварительной оплате услуг вместо того, чтобы оценивать каждое изменение в отдельности. В итоге, вам платят установленную сумму в месяц, и вы работаете над проектами по необходимости. Вы получаете регулярный, предсказуемый доход, и клиент может обращаться к вам длительное время.  Например, если вы – веб-дизайнер, и клиент постоянно возвращается к вам за внесением изменений на сайте, вы можете настоять на заключении договора о предварительной оплате услуг вместо того, чтобы оценивать каждое изменение в отдельности. В итоге, вам платят установленную сумму в месяц, и вы работаете над проектами по необходимости. Вы получаете регулярный, предсказуемый доход, и клиент может обращаться к вам длительное время.

Ключевой момент здесь – сфокусироваться на объёме. Сколько работы согласовано в договоре о предварительной оплате услуг? Установите лимит на часы в неделю или на то время, которое имеет для вас смысл.  Крайне важно чётко обозначить этот лимит, чтобы вы на вас не наваливалось всё большее и большее количество работы за ту же фиксированную плату по договору. 

Определите свой подход 

Когда вы определите, какой вид договора будете готовить, вам нужно решить, какой подход применить в создании чего-то подходящего.

Лучше всего обратиться к юристу за составлением договора. Нет необходимости говорить, что это дорого для многих фрилансеров. Однако, в этом случае у вас будет сверхнадёжный договор, особенно, если вы выберете юриста, специализирующегося в вашей области. Если вы сможете постоянно использовать этот договор в качестве шаблона для других задач, вложение оправдает себя.

Если вы ищете бесплатные варианты, есть много доступных шаблонов, которые послужат хорошей отправной точкой.  Я укажу вам на некоторые из них позже. Главное – понимать, что это всего лишь начальные договоры, но не конечные варианты. В большинстве случаев не получится просто скопировать их целиком – вам нужно будет адаптировать их под конкретные обстоятельства и указывать те аспекты, которые важны для вас. Я расскажу об этом в следующем разделе.

Другой вариант – адаптировать договоры, которые вы уже использовали с другими клиентами. Опять же, вам нужно будет кое-что сделать, чтобы работа соответствовала новому клиенту, но старые договоры – это отличное начало. Когда вы будете делать больше работы на фрилансе, вы можете составить свою библиотеку шаблонов для использования по необходимости.

Если у вас нет ценных договоров, поспрашивайте у других. Найдите других фрилансеров, которые делают похожую работу, и попросите их поделиться с вами использованными договорами (без личных подробностей, конечно). Вы также можете поискать профессиональную организацию в вашей сфере. Многие из них предоставляют шаблоны, которые вы можете использовать. Например, AIGA – профессиональная ассоциация дизайна – предоставляет стандартную форму соглашения для услуг по созданию дизайна на их сайте. 

3. Сосредоточьтесь на ключевых моментах

Какой бы подход вы не применили, вам нужно убедиться, что договор покрывает определённые ключевые области. Помимо своих приоритетов в вашем типе работы и того, что для вас важно, эти моменты важно включать в большинство контрактов фрилансеров:

Сумма оплаты и сроки

Это естественно – сделать акцент на самом важном – сумме вашего заработка. Однако, есть множество других деталей, которые нужно включить. Когда вам заплатят? Есть ли предоплата? Вам будут платить по достижению основных этапов проекта? Если да, как они определяются? Обязательно включите крайний срок оплаты для каждого платежа, например, в течение 30-ти дней после завершения, чтобы клиенты не смогли списать их деньги на ваши расходы. 

Интеллектуальная собственность 

Это чрезвычайно важно, вне зависимости от вашей работы. Вам нужно установить, кто обладает правами на то, что вы создаёте для клиента.

В целом, авторское право принадлежит создателю работы, поэтому здесь у вас есть два варианта: либо передать эти права клиенту, либо сделать лицензию, которая позволит клиентам использовать вашу работу. Стандарты различаются в зависимости от сферы деятельности, поэтому поищите информацию о стандарте в вашей сфере. 

Важно понимать, какие права вы отчуждаете, и если вам понадобится использовать любые элементы работы в будущем (например, в качестве примера на вашем сайте), укажите в договоре, что у вас есть на это право. Вы можете также захотеть указать, что у клиента есть право использовать работу только после совершения оплаты.

Объём проекта 

Чёткое понимание проекта важно. Например, договор, в котором говорится, что вам причитается 1000 долларов по завершению дизайна сайта, - не лучший вариант. Что конкретно вы предоставляете? Какие ресурсы вам нужны от клиента для завершения проекта? Сколько времени у вас есть, и что произойдёт, если вы нарушите срок сдачи по причине задержек из-за выяснения задач от клиента? Как определяется «завершение» дизайна? Вам нужно вставить как можно больше специальных терминов, чтобы вы и ваш клиент знали, что включено, а что – нет, и чтобы избежать страшного «расползания границ проекта». 

Финансовое обеспечение отмены 

Что, если клиент изменил решение и больше не нуждается в ваших услугах? Что, если у вас что-то произошло, и вы не можете обеспечить вашу сторону сделки? Непредвиденные изменения могут случаться, и хороший договор предусматривает для них обеспечение.  Как писатель, я часто включаю обеспечение частичного гонорара в свои договоры, чтобы в случае отмены задачи, над которой я уже начал работать, я получу часть гонорара (часто 50%). Если это текущий договор или договор о предварительной оплате услуг, включите период уведомления для отмены договора каждой из сторон. 

Обязательства 

Что случится, если ваша работа создаст проблему для клиента? Быть может, созданный вами код содержит «глюк», что привело к потере личных данных клиента. Может быть, созданный вами логотип слишком похож на логотип другой компании, и вашего клиента привлекли к ответственности за нарушение торгового знака. Может быть, размещённое на их сайте провокационное заявление привело к обвинению клиента в клевете.  

Многое может пойти не так, и договор фрилансера должен устанавливать последствия в таких случаях. Здесь важно быть справедливым и поддерживать свою работу, не слишком много соглашаясь и подвергая себя обязательствам, которые приведут к краху карьеры. В примерных договорах, которые мы рассмотрим в следующем разделе, есть несколько предлагаемых формулировок.

4. Шаблоны договоров и другая помощь

Если хотите начать с шаблона, в Интернете много доступной помощи. Помните о том, что вам нужно будет адаптировать шаблоны под свои условия. Многие из них заточены под определённые страны, поэтому могут потребоваться другие формулировки, подходящие именно вам. В любом случае, вот несколько полезных источников.

Хорошо начать с Docracy – это абсолютно бесплатная, открытая коллекция всех видов юридических документов.  Помните, что кто угодно может загрузить документы, поэтому вам нужно оценивать их перед использованием. Вот полезный сборник договоров для фрилансеров. 

Ещё один отличный инструмент – создатель договоров «Freelancers Union». Здесь вместо получения шаблона вы вводите все детали в веб-форму и в конце получаете заполненный, готовый договор. 

Затем обратитесь к местной торговой или профессиональной организации. Я уже упоминал шаблон AIGA для американских дизайнеров, но в разных сферах и странах есть достаточно других источников. Случайный пример: если вы – шведский фотограф-фрилансер, то можете найти образцы договоров на сайте Svenska Fotografers Förbund. Найдите хорошую торговую ассоциацию в вашей стране и загляните на их сайт или по телефону запросите шаблонные договоры.   Случайный пример: если вы – шведский фотограф-фрилансер, то можете найти образцы договоров на сайте Svenska Fotografers Förbund. Найдите хорошую торговую ассоциацию в вашей стране и загляните на их сайт или по телефону запросите шаблонные договоры.   Найдите хорошую торговую ассоциацию в вашей стране и загляните на их сайт или по телефону запросите шаблонные договоры. 

Существует много других источников, поэтому, если вы знаете хороший сайт, оставьте комментарий.

5. Что, если у клиента уже есть готовый договор? 

У многих клиентов будет уже готовый для подписи договор. В этом случае вы освобождаетесь от самостоятельного создания договора, но нужно внимательно его прочитать и убедиться, что он вас устраивает.

Клиенты будут часто говорить, что договор «стандартный», но в реальности формулировку всегда можно изменить, если вы настоите на этом. Вам захочется просто подписать его, особенно если вы очень хотите эту работу, но помните о том, что если вы находитесь на стадии подписания договора, клиент уже решил, что вы лучше всего подходите, поэтому они тоже хотят вас оставить. Не бойтесь отстаивать свои права.

Примените вышеуказанную методологию, чтобы оценить предложенный вам контракт, и убедитесь, что он затрагивает все важные вопросы нужным вам образом. Попросите помощи в соответствующем сообществе фрилансеров или попросите других фрилансеров в вашей сфере оценить ваш договор. По возможности обратитесь к юристу для тщательной проверки.

Следующие шаги

Вы сейчас находитесь на стадии создания договоров для своей фриланс-работы. Вы знаете, для чего нужен договор, и знаете разные виды договоров фрилансеров и разные подходы в их создании, а также ключевые моменты, на которых нужно сфокусироваться. Я также показал вам источники с образцами и шаблонами договоров, которые вы можете использовать на начальном этапе.

По любому юридическому вопросу лучше всего обратиться к хорошему юристу. Однако, с информацией этого руководства и полезными, бесплатными онлайн-источниками, вы можете создать договор, который покроет хотя бы самые важные вопросы, установит объём вашей договорённости с клиентом и защитит вас от некоторых распространённых проблем.

Источники 

Источник изображения: иконка с договором, созданная Майклом Вольвендфромом из Noun Project.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Business
  2. Freelance
Business

Setting Up Contracts for Your Freelance Work

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:

I’m lucky. I’ve been freelancing for ten years, and have never had a client fail to pay, radically change the scope of a project, or otherwise mess me around. But I hear horror stories all the time from fellow freelancers.

The antidote to many of these nightmare scenarios is a good contract, but drawing one up isn’t simple. You’re a freelancer, after all, not a lawyer (if you're a freelance lawyer, you’re in luck, and don’t need to read any further!).

So in this tutorial I’m going to take you through the process for creating a solid contract that will set expectations clearly and protect you if things go wrong.

We’ll start by looking at what a contract does and why it’s important, and then I’ll take you through some key areas to focus on, and I’ll point you to some useful templates and resources around the web.

I’m a writer, not a lawyer, so I can’t give you specific legal advice. In any case, the details of what you should put in a contract vary greatly depending on the type of work you do and the particular nature of each agreement. What I can do is lay out some general steps that you can follow to create any freelance contract, whether you’re a freelance designer, photographer, programmer, or a freelancer in any other field.

1. What a Contract Does, and Why You Always Need One

The primary purpose of a contract is to set out the details of the work you’re doing, and to protect both you and your client if things go wrong.

Protecting Both Parties

If the client refuses to pay, for example, or claims that the rate you agreed is much lower than it actually was, you’ll have little opportunity to challenge it if there was no contract in place. With a contract, on the other hand, everything is clear. Even if you don’t actually take legal action, the threat of it can be enough to resolve most disputes.

From the client’s point of view, the contract states what work you’re expected to do, and gives them recourse if you don't do what’s in the agreement. Even though you will of course do a great job, you need to pay attention to this part of the contract, and make sure that what you’re committing to is reasonable and clearly defined. More on that later.

The contract also does things like making it clear who “owns” the work after it’s been created, i.e. who holds the copyright or other intellectual property rights on any work you create—again, more on that later.

Establishing Clarity

Although the primary purpose of a contract is to protect both sides in case of a dispute, a side benefit is that it provides greater clarity about what both sides are expecting.

This side benefit has actually been the main benefit of contracts for me personally. One of the main problems in freelance work is encountering clients with unclear or unrealistic expectations. A contract sets out in black and white exactly what the client wants, and what you expect. It can flag problems early on, saving you a world of pain later on.

So even if you never resort to taking legal action based on your freelance contract, simply having this greater level of clarity makes it worth drawing one up.

2. How to Create a Contract

So you know what a contract accomplishes, and why it’s so important to have one. How do you go about creating one?

Often, clients will hand you an agreement they’ve used before. But if it’s up to you to provide one, it can be hard to know where to start.

Types of Contract

First of all, you need to understand what type of contract you’ll be using. There are many variations, but three of the most common types are:

  • a contract for a single, one-off piece of work
  • a contract for ongoing work, with an agreed rate for each assignment completed
  • a retainer agreement

In the first case, you’ll want the contract to be very specific about what the project entails, what you’ll need from the client, what you’ll deliver, when you’ll deliver it, what the payment will be, and how it will be structured.

In the second case, the details may not be quite so specific, because both you and the client will want to leave some room for changes over time (more assignments or fewer, different types of work, different timescales). What’s important in this case is to decide which elements of the work will be fixed.

You may include rates for different types of work, for example. Or if the assignments vary a lot, perhaps set a minimum amount for each assignment, with rates to be agreed for longer projects. You may want to set minimum or maximum numbers of assignments (or hours of work) per week or per month. The idea is to leave room for flexibility, but also set some parameters on the things that are most important.

With a retainer agreement, you make yourself available to work for the client as needed, in return for a regular payment. If you’re a web designer, for example, and the client keeps coming back to you asking for lots of small changes to the site, you could push for a retainer agreement instead of charging for each change individually. So you get paid an agreed amount per month, and work on projects as needed. You get a regular, predictable income stream, and the client gets your continued availability.

The key here is to focus on scope. Exactly how much work is included in the retainer agreement? Set a limit in terms of hours per week, or whatever measurement makes sense in your case. It’s crucial to be clear on this limit, so that you don’t find yourself overloaded with more and more work for the same fixed retainer fee.

Decide on Your Approach

Once you’ve established what sort of contract you’re preparing, you need to decide what approach to take to create something suitable.

The best approach is to hire a lawyer to draw up a contract for you. Needless to say, this is likely to be expensive, and for many freelancers it will eat up too much of the fees you receive. However, you are more likely to end up with a rock-solid contract, especially if you choose a lawyer who specializes in your field. And if you can use this contract as a template for other assignments for years to come, the investment may be worth it.

If you’re looking for free options, there are plenty of templates available online that provide a good starting point. I’ll point you to some of them in a later section. The key here is to understand that these are just starting points, not the finished article. In most cases, it won’t work just to copy them in their entirety; you’ll need to adapt them to your particular circumstances and make sure you’re covering the points that are important to you. I'll cover that in the next section.

Another option is to adapt contracts you’ve already used for other clients. Again, you’ll need to do some work to make the contract relevant to the work you’re doing for the new client, but old contracts can be a great place to start. As you do more freelance work, you can build up your own library of templates to use as needed.

If you don’t have previous contracts, ask around. Find other freelancers who do similar work to you and ask if they can share the contracts they’ve used (with sensitive details omitted, of course). Or check a professional organization in your field. Many of them provide suggested templates you can use. For example, AIGA, the professional association for design, provides a standard form of agreement for design services on its website.

3. Key Areas to Focus On

Whichever approach you take, you’ll need to make sure that the contract covers certain key areas. You may have your own priorities based on the type of work you do and what’s important to you, but these things will be important to include in most freelance contracts:

Payment Amount and Terms

It’s natural to focus on the bottom line: how much you are getting paid. But there are many other details you need to include. When will you be paid, for a start? Is there an upfront fee? Do you get paid on the completion of milestones in the project? If so, how are they defined? For all payments, be sure to include a deadline, e.g. within 30 days of completion, so that clients can’t boost their own cash flow at your expense.

Intellectual Property

This one is crucial, no matter what type of work you do. You need to establish who owns the rights to what you create for the client.

In general, copyright belongs to the creator of the work, so you have two options here: either transfer those rights to the client, or create a license that allows the client to use your work. Standards can vary across industries, so do some research to find out what’s standard in your area. 

The important thing is to make sure you understand which rights you’re giving up, and if you’ll need to use any elements of the work in future (for example, as a case study on your website), specify in the contract that you have the right to do that. You may also want to specify that the client only has the right to use the work after payment has been made.

Project Scope

Clarity around project scope is essential. For example, a contract that says you’re due $1,000 on completion of a website design is no good. What exactly are you providing? What resources do you need from the client to get it done?  How much time do you have, and what happens if you miss the deadline because of delays in getting what you need from the client? How is the “completion” of the design defined? You need to insert as much specific language here as possible, to ensure that both you and your client know what’s included and what’s not, and to avoid the dreaded “scope creep”.

Provision for Cancellation

What if the client has a change of course and no longer needs your services? What if you have a sudden emergency and can’t fulfill your part of the bargain? Unexpected changes can happen, and a good contract makes provision for them. As a writer, I often include a provision for a “kill fee” in my contracts, so that if the assignment is cancelled when I've already started work on it, I receive a proportion of the fee (often 50%). If it’s an ongoing agreement or retainer, consider including a notice period on both sides for the cancellation of the agreement.

Liabilities

What happens if the work you produce creates a problem for your client? Maybe the code you produced has a glitch that causes the client to lose sensitive data. Maybe the logo you designed is too similar to another company’s, and your client gets sued for trademark infringement. Maybe that provocative statement you included in their website copy gets them sued for libel.

A lot can go wrong, and a freelance contract needs to establish what happens in that case. The important thing here is to be fair and to stand behind your work, without agreeing too much and opening yourself up to career-ending liabilities. The sample contracts we’ll look at in the next section contain some suggested wording.

4. Contract Samples and Other Help

If you want to start from a template, there’s lots of help available online. Just keep in mind that you’ll need to adapt the templates to your own circumstances. Many of them are also designed for use in particular countries, so may need to be worded differently in your jurisdiction. In any case, here are some useful resources.

A good place to start is Docracy, a completely free, open source collection of all kinds of legal documents. Bear in mind that anybody can upload documents, so you need to apply some judgment about which ones to use. There’s a useful set of contracts for freelancers.

Another great tool is the Freelancers Union Contract Creator. This time, instead of getting a template, you put in all your details using the web form, and at the end you get a contract all filled out and ready to use.

Then try your local trade or professional organization. I’ve already mentioned the AIGA template for designers in the U.S., but in different industries and different countries, there are plenty of other resources out there. To take a random example, if you’re a Swedish freelance photographer, you can find sample contracts at the website of Svenska Fotografers Förbund. So find a good trade association in your area, and either check the website or call to ask about sample contracts.

There are lots of other contract resources out there, so if you know of a good site that I haven't mentioned, please let me and your fellow readers know by leaving a comment.

5. What If the Client Has Already Prepared a Contract?

Many clients will have an agreement already prepared for you to sign. If that’s the case, you’re spared the work of creating one yourself, but you should still read it carefully and make sure that you’re happy with it.

Clients will often say that a contract is “standard”, but in reality the wording can always be altered if you push hard enough. It’s tempting just to sign it, especially if you really want the assignment, but keep in mind that if you’re at the contract stage, the client has already decided you’re the best person for the job, so they really want you too. Don’t be afraid to push back, and stand up for your rights.

Apply the methodology we've talked about here to assess the contract you've been offered, and make sure that it covers the important points in a way that you're happy with. Again, seek out help from the appropriate freelance association, or ask other freelancers in your field to get a second opinion on whether the contract seems fair. And if you can afford it, hire a lawyer to check it thoroughly.

Next Steps

You’re now in a position to create contracts for your freelance work. You know what a contract does and why it’s important, you’ve seen some different types of freelance contracts and different approaches you can take to create them, and you know the key areas to focus on. I’ve also pointed you to some contract samples and templates that you can use as a starting point.

With any legal matter, there’s no substitute for hiring a good lawyer. But with what you’ve learned in this tutorial, and the useful free resources available online, you can at least create a contract that covers the most important points, establishes the scope of your arrangement with the client, and protects you against some common problems.

Resources

Graphic Credit: Contract icon designed by Michael Wohlwend from the Noun Project.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.