Unlimited Powerpoint templates, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Business
  2. Freelance

Руководство для фрилансера о своевременной оплате

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Freelance Financial Bootcamp.
A Freelancer’s Guide to Basic Bookkeeping
A Freelancer's Guide to Planning for Retirement

Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)

Как фрилансеры, конечно, мы любим нашу работу, но мы также любим получать за нее деньги.

Однако получение оплаты вовремя может быть проблемой. В исследовании, проведенном в США Союзом фрилансеров, 77% членов заявили, что у них были проблемы с оплатой за их работу.

Поэтому в этом уроке я дам вам несколько стратегий, которые вы можете использовать для более быстрого получения денег. Я начну с выбора подходящих клиентов, установления четких правил оплаты, эффективного выставления счетов и решения проблем.

Никакой учебник, конечно, не может защитить вас на 100% от плохих клиентов. Вы можете следить за всеми этими шагами и по прежнему можете вам может не повезти, вы можете столкнуться с жуликом, нечестным клиентом или клиентом, который просто не может заплатить. Но внедрение этих стратегий даст вам гораздо больше шансов избежать судьбы 77%, и вместо этого присоединится к 23% фрилансеров, которым счастливо платят вовремя и без проблем.

1. Выберайте своих клиентов

Это может показаться странным местом для начала, но по моему опыту, это самый важный шаг для всех. Как фрилансеры, мы, как правило, постоянно в поисках работы, и мы не хотим отказывать потенциальному новому клиенту. Но иногда вам просто нужно сказать «Нет».

Нет простых и быстрых правил для определения, какие клиенты будут платить вовремя, а какие нет. Но небольшое исследование может оказаться здесь полезным.

Проверьте прошлое и репутацию компании. Это новая компания? Она большая или маленькая? Есть ли у нее реальный офис, или она существует только в проводах Всемирной паутины?

Если вы работаете на отдельных людей, попробуйте исследовать их происхождение же образом. В каких компаниях они работали, и нанимали ли они фрилансеров раньше? Кроме того, есть ли у них солидное присутствие в Интернете? Вы можете многое почерпнуть из профиля или сайта кого-то из LinkedIn, а люди, которые активны в Интернете, также склонны быть более чувствительными к своей репутации в Интернете, что снижает вероятность отказа от оплаты и риска подвергнуться нападению в социальных сетях.

Вы также можете искать на форумах, спрашивать у других фрилансеров, которых знаете, или просто ввести имя клиента в Google, сопровождая такие слова, как «мошенничество», «ненадежный», «плохой клиент» или что-либо еще, о чем вы можете подумать. Иногда на форуме или в блоге появляются жалобы или предупреждения другого фрилансера.

В конечном счете, вы никогда не сможете с полной достоверностью определить, будет ли клиент надежным или нет. Но некоторые тщательные исследования наперед, безусловно, повысят ваши шансы. Никогда не бойтесь сказать «нет» предложению, которое не выглядит хорошо.

2. Установите четкие правила

Выбрав своих клиентов, вы должны установить некоторые правила.

Выберите условия оплаты

Как и когда вы планируете получать деньги? Это первое, что вам нужно установить.

Вероятно, у вас появятся некоторые общие условия оплаты, а затем некоторые, которые относятся к конкретным клиентам или проектам. Например, обычно вы можете ожидать платеж в течение 30 дней после завершения работы, но для очень крупного проекта вы ожидаете получить треть, треть - по достижению определенного этапа, а остальное - по завершению проекта.

Выберите, что подходит для каждого проекта и для каждого клиента. Поймите, что некоторые клиенты будут иметь свои стандартные процессы и условия, но также важно твердо стоять на том, что работает для вас.

Выбранный вами способ оплаты будет зависеть от банковской системы и норм в вашей стране, но общая цель заключается в том, чтобы найти метод, который широко используется, который прост в использовании (как для вас, так и для клиента) и который минимизирует комиссии.

PayPal и аналогичные онлайновые платежные сервисы широко используются, особенно для международных платежей. Банковские переводы и чеки могут также работать для вас, особенно для внутренних транзакций.

Проверьте ситуацию в своей стране. Узнайте, какое решение предлагает самые низкие тарифы, максимальную простоту использования и приемлемость среди клиентов. Нет смысла требовать оплату через самую низкую плату, если никто из ваших клиентов не воспользуется ею.

Общайтесь с самого начала

У вас есть время поговорить с клиентом о ваших условиях оплаты, и не тогда, когда вы отправляете свой счет.

Когда я впервые начал работать в качестве фрилансера, я завершил работу для зарубежного клиента и счастливо отослал свой счет, предоставив реквизиты своей PayPal. Это большая ошибка.

«Мы не пользуемся PayPal», - сказали мне.

Вместо этого я предложил предоставить свои банковские реквизиты, но они также не совершали банковские переводы. Все, что они могли сделать, это отправить мне чек. Депонирование этой чековой книжки на моем банковском счете в U.K. стоило мне много времени, много сборов и больное запястье от всех форм, которые мне приходилось заполнять.

Мораль истории? Всегда обсуждайте условия оплаты заранее, перед началом работы над проектом. Хорошо предложить целый ряд вариантов, но важно, особенно с международными клиентами, убедиться, что клиент может заплатить вам так, как вы можете это принять.

Также следует упомянуть другие условия оплаты, такие как срок, в течение которого вы планируете получать оплату, а также любые платежи, которые будут выплачены до или во время проекта. Лучше всего укрепить все это в письменном контракте (см. мой предыдущий учебник по дополнительной помощи по контрактам).

Большую часть времени, соглашение с деталями условий оплаты, не представляет никакой реальной проблемы, но если есть какие-то конфликты, лучше всего их выявить на ранней стадии. Таким образом, бремя ответственности лежит на клиенте, чтобы выяснить, как выполнить ваши условия, если они хотят, чтобы работа была выполнена; Оставьте это до конца, и динамика изменится на противоположную - теперь вам придется принять условия клиента, если вы хотите получать деньги.

3. Правильно выставляйте счет

Если вы хотите быстро получить оплату, вам необходимо быстро выставить счет. Как только вы завершили работу или достигли какой-либо важной точки в проекте, вышлите свой счет немедленно.

Что еще более важно, убедитесь, что счет содержит все необходимые компоненты:

  • Ваше имя, название компании, если она отличается, и полную контактную информацию
  • Имя и адрес клиента
  • Номер счета-фактуры для справки
  • Дата выставления счета
  • Дата, когда вы ожидаете получить оплату
  • Краткое описание выполненной работы
  • Причитающаяся сумма
  • Любые налоговые реквизиты
  • Инструкции по оплате

До тех пор, пока вы включаете все эти сведения и любые другие, которые могут быть специфическими для вашего конкретного бизнеса, на самом деле не имеет значения, какой формат или шаблон вы используете.

Лично я использую простой шаблон, поставляемый в комплекте с Microsoft Excel для Mac. (Выберите «Файл»> «Создать из шаблона ...», выберите «Финансы для бизнеса» и нажмите «Счет»). Это базовый вариант, и он, вероятно, не получит каких-либо наград за дизайн, но он делает работу за меня. Подобные шаблоны доступны в Word и других подобных программах, как для Mac, так и для Windows.

Если ваш бизнес более сложен и у вас более высокий объем работы, вы можете использовать специализированное программное обеспечение или приложения, которые часто предлагают дополнительные преимущества, такие как отслеживание времени или выполнение других финансовых функций. Для этого есть множество приложений: всего несколько примеров включают Zoho, Harvest и Invoiceable. Вы также можете отправлять счета-фактуры с помощью PayPal, что может быть полезно, если вы получаете деньги и хотите делать все в одном месте.

Какой бы способ вы ни использовали, обязательно установите напоминание, когда счет должен быть оплачен. Таким образом вы можете проверить, прошел ли платеж, и проследите, если это не так. Мы рассмотрим, как это сделать в следующем разделе.

4. Что делать, если они не платят

Если вы следовали этим шагам до сих пор, у вас есть хорошие шансы на своевременную выплату. Но иногда, несмотря на все ваши усилия по тщательному подбору клиентов, выбирая и передавая условия оплаты и отправляя подсказку, выставляете счет, вы все равно не будете получать деньги. В этом разделе мы рассмотрим, как с этим справиться.

Шаг 1: Поднимите трубку

Иногда, особенно когда вы работаете в крупных фирмах, невыплата вам может быть просто недосмотром или административной перепутанностью. Так что не нужно сразу становиться агрессивным. Вместо этого возьмите телефон и начните разговор, чтобы узнать, что происходит. Я считаю, что большинство споров можно решить гораздо быстрее в пятиминутном телефонном разговоре, чем в длинной цепочке писем.

Хотя вы держите вещи неформальными на данном этапе, вы, однако, хотите решить это быстро. Если вы следовали советам на предыдущем шаге и настроили напоминание о сроке оплаты, убедитесь, что вы отслеживаете его быстрее - в течение одного-двух дней. Таким образом, вы не только начинаете процесс раньше, но также даете понять клиенту, что вы серьезно относитесь к своим условиям платежа.

Шаг 2: Последующие шаги в письменной форме

После того, как вы позвонили, отправьте короткое электронное письмо с подтверждением согласия. Вы все еще можете сохранять дружественные отношения, но важно иметь запись беседы, если проблемы возникнут позже. Например, вы могли бы сказать:

Отличная беседа с вами сегодня, и спасибо за объяснение, что парень на счетах был в отпуске. Приятно слышать, что он вернется сегодня, и мне нужно будет заплатить до конца недели. В следующий понедельник я пришлю вам электронное письмо, чтобы сообщить, получил ли я его.

Разумеется, формулировка зависит от вас, но идея состоит в том, чтобы просто подтвердить, как обстоят дела на основе вашего разговора, и дать знать человеку дату, когда вы ожидаете получить платеж.

Шаг 3. Работа с подходящим человеком

Нет ничего, что гарантировало бы замедление процесса, такого как вовлечение слишком большого числа людей. Особенно, когда речь идет о крупных компаниях, это может быть большой проблемой.

Например, вы можете отправить запрос по биллингу своему постоянному контакту Биллу, который отправит электронное письмо своему боссу Джанет, который перенаправляет запрос руководителю счетов Санджаю, который передает его Джареду, клерку, ответственному за платеж.

Затем Джаред отвечает Санджаю, который передает электронное письмо Джанет, затем Биллу, а затем, наконец, он возвращается к вам, спустя неделю или около того, с вашего первоначального запроса без ответа, и вы должны начать процесс снова и снова.

Это может показаться абсурдным, но я оказался почти в такой ситуации в прошлом (только имена были изменены).

Ясно, что было бы лучше сразу поговорить с Джаредом и выяснить, что происходит. Вы быстрее решите проблему и не повредите свои отношения с постоянным контактом, с которым работаете.

Поэтому, как только вы почувствуете, что возникла проблема, возможно, даже в первоначальном телефонном звонке на этапе 1, спросите, кто несет ответственность за обработку платежа, и получите контактные данные этого человека. Затем свяжитесь с ним или с ней напрямую, только если вы снова обратитесь к своему постоянному контактному лицу, если вы не достигли прогресса.

Шаг 4: Будьте твердыми и стойкими

Регулярно следите за обновлениями по телефону и электронной почте, документируя все, и при необходимости пробуйте разные люди в организации. Напоминать после каждого разговора или обещания и незамедлительно следить за ним, как только истечет каждый новый срок.

Делая это, вы даете клиенту понять, что вы не собираетесь просто «уходить», и что самый простой способ положить конец ситуации - это заплатить вам. Нет необходимости беспокоить кого-либо; Просто следуйте регулярно и настойчиво.

Шаг 5: Опустите инструменты

Во время трудовых споров в U.K. профсоюзные лидеры часто сообщали своим членам: «Вниз инструменты!» Рабочие ставили свои инструменты и отказывались делать больше работы до тех пор, пока их жалобы не будут решены.

Как фрилансер, этот вариант открыт для вас, если вы не получаете оплату вовремя. Независимо от того, работает ли она в качестве стратегии для получения вознаграждения, зависит от того, насколько вы ценны для своего клиента и насколько легко они могут нанять кого-то другого, чтобы выполнить работу. Но, по крайней мере, это защитит вас от дальнейших потерь. Если клиент не заплатил за работу, которую вы уже выполнили, было бы сумасшествием сделать еще одну работу для того же клиента и рискнуть потерять еще больше.

Вы, конечно, не хотите немедленно использовать этот вариант. Позвольте некоторому разумному времени для клиента работать несмотря на все проблемы, вызвавшие задержку. Но если дело затягивается, и вы чувствуете, что клиент несправедлив, то «Опускаю инструменты» - вполне разумный ответ.

Шаг 6: Начать (или угрожать начать) правовое действие

Честно говоря, судебные иски являются абсолютным последним средством для фрилансеров. Вы можете подать в суд в суде мелких требований, но во многих странах судебные процессы являются медленными, запутанными, иногда дорогостоящими и, как правило, отвлекают от работы, которую вы хотите делать.

Хорошей новостью является то, что ваш клиент хочет избежать судебного иска. Все те же самые проблемы будут и для него - и для них еще добавляется беспокойство о репутации. Находящийся на судимости фрилансером за отказ платить, выглядит не очень хорошо.

Так что просто отправить официальное письмо, чтобы начать судебный иск, может быть достаточно, чтобы волшебная форма неуловимой зарплаты появилась. Если нет, продолжайте процесс, потому что клиент может решить урегулировать спор в некоторый момент на этом пути. Сам юридический процесс выходит за рамки данной статьи, так как он варьируется в разных странах, но иногда можно и прибегать к помощи местных торговых ассоциаций или организаций-фрилансеров и пытаться найти профессиональные юридические консультации, которые вы можете себе позволить.

На данном этапе вы также можете приступить к другим стратегиям, таким как публичное обсуждение спора или нанесение ущерба репутации клиента. Это тоже крайняя мера, а не действие, которое нужно предпринять легкомысленно или без совета юристов, но если вы достигли этого этапа, то это потому, что более разумные подходы не сработали. Используйте в своем распоряжении любые инструменты, не давая разочарованиям соблазнить вас сделать вещи, которые могут нанести ущерб вашей собственной репутации.

Следующие шаги

Несмотря на то, что учебник закончился кислым уведомлением об угрозах и судебных действиях, важно иметь в виду, что большинство споров никогда не заходит так далеко.

Если вы тщательно выбираете своих клиентов, устанавливайте четкие правила в отношении того, когда и как вы планируете получать деньги, четко выставляете счета и постоянно отслеживаете их, вы должны в конечном итоге получать большую часть или все свои платежи вовремя.

Выполнение всего этого не только поможет вам не тратить время на ненужные и неприятные споры, но также увеличит финансы вашего фриланс бизнеса. Как я уже писал в предыдущем руководстве, посвященном малым предприятиям, сильный денежный поток является важнейшей составляющей успеха в бизнесе. Получение более ранней оплаты означает больше средств для оплаты счетов, не прибегая к долгам, поэтому стоит потратить время на то, чтобы иметь четкие условия оплаты и тщательно управлять своими счетами.

Есть ли у вас другие советы или стратегии для получения оплаты вовремя? Поделитесь ими со своими коллегами-фрилансерами в комментариях ниже или на форуме студентов Tuts +.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Business
  2. Freelance
Business

A Freelancer’s Guide to Getting Paid on Time

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Freelance Financial Bootcamp.
A Freelancer’s Guide to Basic Bookkeeping
A Freelancer's Guide to Planning for Retirement

As freelancers, of course, we love our work, but we also love to get paid for it.

Getting paid on time can be a problem, however. In a survey conducted in the U.S. by Freelancers Union, 77% of members said they’d had problems being paid for their work.

So in this tutorial I’ll give you some strategies you can use to get paid more quickly. I’ll look at selecting the right clients to begin with, establishing clear payment rules, invoicing effectively, and resolving problems.

No tutorial, of course, can protect you 100% from bad clients. You may follow all of these steps and still be unlucky enough to encounter a scamster, a dishonest client, or a client who simply can’t pay. But putting these strategies in place will give you a much better chance of avoiding the fate of the 77%, and instead joining the 23% of freelancers who happily get paid on time and hassle-free.

1. Select Your Clients

This may seem like a strange place to start, but in my experience it’s the most important step of all. As freelancers, we tend to be on the prowl for work all the time, and we don’t want to turn down a potential new client. But sometimes, you just have to say “No”.

There are no hard and fast rules for determining which clients will pay on time and which won’t. But a little research can go a long way.

Check out the company’s background and reputation. Has it been around for a long time? Is it big or small? Does it have a real, bricks-and-mortar office, or does it only exist in the wires of the World Wide Web?

If you’re working for an individual, try to research their background in a similar way. What companies have they worked for, and have they hired freelancers before? Also, do they have a strong online presence? You can glean a lot from someone’s LinkedIn profile or website—and people who are active online also tend to be more sensitive to their online reputations, making them less likely to refuse to pay you and risk being attacked on social media.

You can also search on forums, ask other freelancers you know, or do something as simple as typing the client’s name into Google accompanied by words like “scam”, “unreliable”, “bad client” or anything else you can think of. Sometimes another freelancer’s complaints or warnings on a forum or blog post will pop up.

Ultimately, you can never determine with complete accuracy whether a client will be reliable or not. But doing some careful research up front will definitely improve your chances. Never be afraid to say “No” to an offer that doesn’t feel right.  

2. Establish Clear Rules

Once you’ve selected your clients, you need to set some rules.

Choose Your Payment Terms

How and when do you expect to be paid? This is the first thing you need to establish.

You’ll probably have some general payment terms, and then some that are specific to particular clients or projects. For example, you might usually expect payment within 30 days of completion, but for a very large project you expect to get a third up front, another third on delivering a particular milestone, and the rest on project completion.

Choose what’s right for each project and each client. Understand that some clients will have their own standard processes and terms, but also be firm about what works for you.

The payment method you choose will depend on the banking system and norms in your country, but the general aim is to find a method that’s widely used, that’s easy to use (both for you and the client), and that minimizes fees.

PayPal and similar online payment services are widely used, especially for international payments. Bank transfers and checks may also work for you, especially for domestic transactions.

Check the situation in your country. Find out which solution offers the lowest fees, the greatest ease of use, and acceptance among clients. There’s no point in demanding payment through the lowest-fee service if none of your clients use it.

Communicate From the Start

There’s a time to have a conversation with the client about your payment terms, and it’s not when you’re sending out your invoice.

When I was first getting started as a freelancer, I completed some work for an overseas client, and happily sent off my invoice providing my PayPal account details. Big mistake.

“We don’t use PayPal,” I was told.

I offered to provide my bank details instead, but they didn’t do bank transfers either. All they could do was mail me a check. Depositing that U.S. check in my U.K. bank account cost me a lot of time, a lot of fees, and an aching wrist from all the forms I had to complete.

The moral of the story? Always talk about payment terms up front, before starting work on the project. It’s good to offer a range of options, but it’s important, particularly with international clients, to ensure that the client can pay you in a way you can accept.

You should also mention your other payment terms, such as the timeframe within which you expect to get paid, and any payments that will be due before or during the project. It’s best to solidify all this in a written contract (see my earlier tutorial for more help on contracts).

Most of the time, agreeing the details of payment terms poses no real problem, but if there is any conflict, it’s best to iron it out early on. That way the onus is on the client to figure out how to meet your terms if they want the work done; leave it to the end, and the dynamic is reversed—now it’ll be up to you to accept the client’s terms if you want to get paid.

3. Invoice Clearly

If you want to get paid promptly, you need to invoice promptly. As soon as you’ve completed the work, or reached whatever milestone was agreed, send out your invoice immediately.

More importantly, make sure that the invoice contains all the necessary ingredients:

  • your name, business name if it’s different, and full contact details
  • the client’s name and address
  • an invoice number for reference
  • the date of the invoice
  • the date by which you expect to be paid
  • a brief description of the work completed
  • the amount due
  • any tax details as appropriate
  • instructions on how to pay

As long as you include all of these details, and any others that may be specific to your particular business, it doesn’t really matter which format or template you use.

Personally, I use a simple template that comes bundled with Microsoft Excel for Mac. (Go to File > New from Template..., choose Business Finance, and click Invoice). It’s basic, and it probably won’t win any design awards, but it does the job for me. There are similar templates available in Word and other similar programs, both for Mac and Windows.

If your business is more complicated and you have a higher volume of work, you may want to use specialized software or apps, which often offer additional advantages like tracking your time or performing other financial functions. There are plenty of apps to do this: just a few examples include Zoho, Harvest, and Invoiceable. You can also send invoices using PayPal, which can be useful if that’s how you’re getting paid and you want to do everything in one place.

Whichever method you use, be sure to set up a reminder when the invoice is due for payment. That way you can check whether the payment came through, and follow up if it didn’t. We’ll look at how to do that in the next section.

4. What to Do If They Don’t Pay

If you’ve followed the steps so far, you’ve given yourself a good chance of being paid on time. But sometimes, despite all your best efforts in selecting your clients carefully, choosing and communicating your payment terms, and sending out a prompt, clear invoice, you still won’t get paid. In this section, we’ll look at how to handle that.

Step 1: Pick Up the Phone

Sometimes, especially when you’re working for large firms, a failure to pay you can be simply down to an oversight or administrative mix-up. So there’s no need to get aggressive straight away. Instead, pick up the phone and start a conversation to find out what’s happening. I find that most disputes can be resolved far more quickly in a five-minute phone call than a long chain of emails.

Although you’re keeping things informal at this stage, you do, however, want to be prompt. If you’ve followed the advice in the previous step and set up a reminder when the payment is due, make sure you follow up quickly—within a day or two at the most. That way you’re not only starting the process sooner, but also making it clear to the client that you take your payment terms seriously.

Step 2: Follow Up in Writing

After you’ve made the call, send a quick email confirming what you’ve agreed. You can still keep things friendly, but it’s important to have a record of the conversation, in case problems occur later. For example, you could say:

Great talking to you today, and thanks for explaining that the guy in accounts was on vacation. It’s good to hear that he’ll be back today and I should get paid by the end of the week. I’ll email you again next Monday to let you know whether I received it.

The wording’s up to you, of course, but the idea is simply to confirm how things stand based on your conversation, and to let the person know the date when you expect to be paid (and that you’ll be following up again as soon as that deadline passes).

Step 3: Deal With the Right Person

There’s nothing guaranteed to slow down a process like having too many people involved. Particularly when dealing with large companies, this can be a big problem.

You might, for example, email a billing query to your regular contact Bill, who emails his boss Janet, who forwards the query to Sanjay, the head of accounts, who passes it on to Jared, the clerk responsible for making the payment.

Then Jared replies to Sanjay, who passes the email to Janet, then Bill, and then finally it comes back to you, a week or so later, with your original query unanswered, and you have to start the process all over again.

This may sound absurd, but I have found myself in almost exactly this situation in the past (only the names have been changed to protect the not-so-innocent).

Clearly, it would be better just to talk directly to Jared and figure out what’s going on. You’ll solve the problem more quickly, and also avoid damaging your relationship with the regular contact that you work with.

So as soon as you feel there’s a problem brewing, perhaps even in the initial phone call in Step 1, ask who’s responsible for processing the payment, and get that person’s contact details. Then contact him or her directly, only involving your regular work contact again if you fail to make progress.

Step 4: Be Firm and Persistent

Keep following up regularly, by phone and email, documenting everything, and trying different people within the organization if appropriate. Set a reminder after each conversation or promise, and follow up promptly as soon as each new deadline expires.

By doing this, you’re making it clear to the client that you’re not going to just “go away”, and that the simplest way to end the situation is by paying you. There’s no need to harass anyone; just follow up regularly and persistently.

Step 5: Down Tools

During labour disputes in the U.K., union leaders would often tell their members, “Down tools!” The workers would put their tools down and refuse to do any more work until their grievances were resolved.

As a freelancer, this option is open to you if you’re not getting paid on time. Whether it works as a strategy for getting paid depends on how valuable you are to your client, and how easily they can hire someone else to do the work. But at the very least, it will protect you from further losses. If the client hasn’t paid for work you’ve already completed, it would be crazy to do any more work for the same client and risk losing even more.

You don’t want to invoke this option immediately, of course. Allow some reasonable time for the client to work through whatever problems have caused the delay. But if things are dragging on and you feel that the client is being unfair, then “Down tools” is a perfectly reasonable response.

Step 6: Start (or Threaten to Start) Legal Action

To be honest, legal action is an absolute last resort for freelancers. You can sue in small claims court, but in many countries, legal processes are slow, confusing, sometimes expensive, and generally a huge distraction from the work you want to be doing.

The good news is that your client wants to avoid legal action too. All of those same concerns apply—and for them there’s the added worry about reputation. Being sued by a freelancer for refusal to pay doesn’t look good.

So simply sending an official letter to start legal action may be enough to make that elusive paycheck magically appear. If not, keep the process going, because the client may decide to settle the dispute at some point along the way. The legal process itself is beyond the scope of this article, because it varies so much in different countries, but look for help from local trade associations or freelancer organizations, and try to find professional legal advice that you can afford.

At this stage, you may also want to embark on other strategies, such as making the dispute public or otherwise damaging the client’s reputation. That’s also a last resort, and not an action to take lightly or without legal council, but if you’ve reached this stage it’s because the more reasonable approaches haven’t worked. Use any tools at your disposal, while making sure not to let your frustration tempt you into doing things that will damage your own reputation.

Next Steps

Although the tutorial has ended on the sour note of threats and legal action, it’s important to keep in mind that the majority of disputes never get this far.

If you select your clients carefully, establish clear rules around when and how you expect to get paid, invoice clearly, and follow up persistently, you should end up receiving most or all of your payments on time.

Doing all this will not only help you avoid wasting time on unnecessary and unpleasant disputes, but will also boost the finances of your freelance business. As I wrote in a previous tutorial aimed at small businesses, a strong cash flow is a crucial component of business success. Getting paid earlier means more money available to pay your bills without having to resort to debt, so it’s worth taking the time to get your payment terms straight and to manage your invoices carefully.

Do you have other tips or strategies for getting paid on time? Share them with your fellow freelancers in the comments below, or on the Tuts+ student forum.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.