7 days of PowerPoint templates, graphics & videos - for free!* Unlimited asset downloads! Start 7-Day Free Trial
Advertisement
  1. Business
  2. Invoicing

Что такое профессиональный счёт-фактура? Полное руководство новичка

Read Time: 9 mins

Russian (Pусский) translation by Anastassiya Abramenko (you can also view the original English article)

Вы нашли клиента, закончили работу и теперь пора получить деньги. Отлично! Это самая лучшая часть. 

Выставление счёта-фактуры может быть устрашающим процессом, если вы делаете это впервые. Вам могут понадобиться ответы на множество вопросов, например: как выглядит профессиональный счёт-фактура? Как его можно создать? Какую информацию следует включить?  

В этом руководстве я начну с самого начала и покажу вам базовые шаги создания профессионального счёта-фактуры. Для начала я дам ему определение и затем пройдусь по ключевой информации, которую нужно всегда включать.  Закончу тем, как должен выглядеть счёт-фактура, и представлю вам несколько полезных шаблонов и приложений, которые вы можете использовать. 

Перед началом, если вы ищете шаблон со всеми составляющими профессионального счёта-фактуры, просмотрите нашу коллекцию шаблонов, где вы сможете найти подходящий вариант для вашего бизнеса. 

Начнём с первой части: что такое счёт-фактура? 

1.Что такое счёт-фактура?

Чтобы понять, что такое счёт-фактура и для чего она нужна, давайте рассмотрим пример из жизни. 

Составление счёта-фактуры: основное определение 

Скажем, вы идёте на ужин в местную пиццерию. Вы наедаетесь до отвала и в конце трапезы официант приносит вам счёт (либо чек, если вы в США – это то же самое!). 

В счёте/чеке перечислено всё, что предоставил вам ресторан, цены на каждое блюдо и общий долг.   Когда официант передаёт вам счёт, это вежливый способ сказать: «Вы купили это всё у нас, теперь пора платить».

Счёт-фактура – это то же самое. Вы сделали какую-то работу для клиента и теперь вам нужна оплата, поэтому вы перечисляете всё сделанное вами, указываете цены и предоставляете общую сумму долга. 

Т.к. вы, вероятно, не передаёте счёт-фактуру клиенту напрямую и не ожидаете, что он выдаст вам наличные, в счёте также должна быть другая информация о том, как совершить платёж, где, когда его отправить и т.д. Мы рассмотрим всё это в следующем разделе.  В качестве основного определения, можно представить, что счёт-фактура – это как счёт за оказанные вами услуги. 

Clean - professional invoice templateClean - professional invoice templateClean - professional invoice template
Чёткий, профессиональный счёт-фактура с GraphicRiver.

Цели счёта-фактуры

Основная цель счёта-фактуры – попросить деньги, но он также служит для других целей.  

Во-первых, он является записью транзакции для обеих сторон.  Как я упоминал в своём руководстве по базовому ведению бухгалтерии, вам понадобятся счета-фактуры как доказательства проделанной вами работы и заработанной суммы – в налоговых целях и на случай, если клиент позже вернётся с сомнениями или запросами на новую работу.  Доказательство платежа также важно, но именно в счёте-фактуре перечислено всё, что было сделано, и сколько это стоит. Ваш клиент захочет получить счёт-фактуру по таким же причинам.  

Счёт-фактура также важен в определении сроков платежа: когда вы ожидаете платёж, что случится в случае просрочки платежа и т.д. Есть много разных способов запросить платёж, и я рассмотрю их в подробности в моём следующем руководстве.   Какие бы сроки вы ни выбрали, счёт-фактура нужен для их чёткого определения с самого начала (самое главное – срок выплаты) и во избежание ненужной отсрочки и путаницы.  

И, наконец, быстрый, хорошо составленный счёт-фактура впечатлит вашего клиента.  Он показывает, что вы организованы, эффективны и профессиональны. Вероятнее всего, вам быстро заплатят, а хорошее впечатление может даже вернуть этого клиента в будущем. 

2. Что должен содержать профессиональный счёт-фактура? 

Если вы хотите, чтобы вам быстро заплатили, важно, чтобы ваш счёт-фактура содержал всю нужную информацию. Если это не так, клиенту придётся запросить дополнительную информацию, и это приведёт к отсрочке платежа, которая стоит денег.  Одно исследование обнаружило, что в 25% компаний малого и среднего бизнеса случались задержки оплаты на месяц на сумму минимум 5000 долларов из-за ошибок в счетах-фактурах. 

В этом разделе я перечислю всю основную информацию, которую должен содержать профессиональный счёт-фактура. В зависимости от сферы вашей деятельности и вида вашей работы, могут быть определённые моменты, которые вам нужно будет или вы захотите добавить,  Это базовый список того, что должно содержаться в счёт-фактуре, и вы всегда можете добавить дополнительную информацию на основании ваших конкретных нужд. 

Не беспокойтесь сейчас о том, куда разместить каждый пункт – это станет понятно, когда мы будем говорить о форматировании в следующем разделе. 

Ваше имя и контактная информация

Каждый счёт-фактура содержит название вашей компании, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, сайт и логотип. (Если вы являетесь частью большой компании, предоставьте контактные детали человека в компании, к кому клиент может обратиться с любыми запросами.) 

Имя и адрес вашего клиента

Не забудьте указать имя клиента! Это может показаться очевидным, т.к. вы отправляете ему счёт, но помните о том, что это официальная запись транзакции, и в ней должны быть указаны имя и адрес клиента. 

Номер инвойса

Создайте входящий номер, чтобы в случае запроса легко найти правильный счёт-фактуру. Не особенно важно, что это за номер – я обычно ставлю дату, например, 08122015 (8-е декабря 2015 г.).  Вы также можете просто проставлять порядковые номера, начав со случайного числа (или с 0001, если вы не боитесь показать отсутствие опыта!).  

Какую бы систему нумерации вы бы ни выбрали, убедитесь, что у всех счетов-фактур разные номера – если вы случайно создадите два счёта с одинаковым номером, это может привести к большой путанице.   

Дата счёта-фактуры

Это важная основа, т.к. устанавливает, когда вы отправили счёт-фактуру, и сроки платежа (например, оплата в течение 30-ти дней), начиная с этой даты. (Примечание: вы можете также включить где-нибудь в своём счёте-фактуре дату, когда вы сделали работу, но дата счёта должна быть более выделяющейся, т.к. она важнее для процесса оплаты.)  

Срок оплаты

Как быстро вы ожидаете оплату? 30 дней – достаточно распространённый срок, хотя он может широко варьироваться в зависимости от типа работы, ваших нужд и ожиданий клиента.  Я расскажу об этом больше в моём следующем руководстве, но сейчас важно включить срок оплаты в свой счёт-фактуру. 

Итого к оплате

Это важная часть – сколько должен клиент. Она должна быть выделяющейся в счёте-фактуре. Вам также нужно сделать разбивку общей суммы, как мы увидим далее.  

Business professional invoice templateBusiness professional invoice templateBusiness professional invoice template
Шаблон делового счёта-фактуры, доступный к покупке на GraphicRiver.

Детали работы и расходы 

В каждом счёте-фактуре должны быть основные детали проделанной вами работы и то, во сколько вы оцениваете каждый компонент. 

Сколько деталей включить – зависит от сложности проекта и структуры платежа. Если проект был простым с одним платежом по завершению, это будет одна строчка, например: 

Дизайн визитки для компании  XYC: $500

Однако, если вы завершили несколько проектов или один проект со множеством отдельных компонентов или этапов, вам нужно перечислить всё в отдельности и указать стоимость каждой части. Например: 

  • Дизайн визитки: $500
  • Дизайн сайта: $1,000
  • Дизайн логотипа: $500

Если у вас почасовая оплата, вам нужно представить всю информацию о рабочих часах, вашу почасовую ставку и показать расчёт общей суммы: 

Дизайн визитки, 10 часов @ $50/час: $500

В конечном итоге, цель – убедиться, что ваш клиент в точности понимает, из чего состоит итоговая цифра, и чтобы не возникло каких-либо вопросов. 

Это как в пиццерии: вы не хотите, чтобы вам принесли счёт, в котором указано просто 50 долларов. Вы хотите увидеть, сколько стоит каждая пицца и бокал вина, чтобы вы могли сложить цены и убедиться, что оплачиваете нужную сумму.  С другой стороны, если вы не хотите или вам не нужен счёт, в котором перечислено всё: «Замес теста – 50 центов. Добавление оливок – 75 центов…». Просто включите то, о чём клиенту нужно знать, чтобы убедиться, что цена честная и точная.  

Налоги и доставка

Налоговые детали различаются в разных частях бизнеса в разных частях мира, поэтому я не могу рассказать здесь специфику, но если вам нужно удержать налог с продаж или любую другую форму налога, вам нужно определённо включить его в свой счёт-фактуру (вам может понадобиться также включить налоговый номер). 

Если вы высылаете физические продукты, не забудьте удержать стоимость доставки отдельной строкой. 

Варианты оплаты

Как клиент должен заплатить вам? Важно это уточнить и включить любую нужную клиенту информацию. Например, я обычно пишу: «Оплата через PayPal» и указываю в счёте-фактуре свои данные PayPal.  Вы также можете предложить разные варианты – есть достаточно других платёжных систем, в том числе есть вариант банковского перевода или другие электронные платежи. 

Предложите хотя бы один широко используемый вариант, т.к., пока у вас нет крепких отношений с клиентом, напрасно ожидать от них регистрации в малоизвестной платёжной системе для того, чтобы сохранить несколько долларов комиссии. 

Дополнительные сроки платежа

Это не обязательно, но иногда хорошо включить дополнительные сроки и условия в счёт-фактуру для поощрения раннего платежа. Например, вы можете предложить скидку тем, кто оплатит в течение первых 10-ти дней или можете установить процент или штрафы за просроченные платежи. 

3. Как должен выглядеть профессиональный счёт-фактура?

Теперь о формате. Как должен выглядеть счёт-фактура? 

Чтобы понять, давайте вернёмся к примеру с пиццерией. Как выглядит счёт в пиццерии? 

На самом деле, вы, вероятно, уже видели все виды. Если это обычная забегаловка, счётом может быть просто нацарапанный на листке бумага список неразборчивым почерком с обведённой ручкой общей суммой в углу.  Если это более приличное заведение, счёт обычно аккуратно напечатан и в нём есть название ресторана, логотип и контактные детали наверху, а также приветливое «Спасибо» внизу. 

Я уверен, что вы хотите, чтобы ваш бизнес выглядел прилично, а не как забегаловка, поэтому мы пропустим идею со счётом от руки.  Т.к. нет единого формата для счетов пиццерии, также нет и предписанного формата для деловых счетов-фактур. Есть обычные раскладки, но существует также широкая вариация стилей. Важно следующее:  

  • Используйте профессионально выглядящий шаблон для создания единообразного вида и ощущения. 
  • Если у вашей компании есть свой логотип, бренд и цветовая схема, внесите их в счёт-фактуру. 
  • Включите всю основную информацию, указанную выше. 
  • Клиент должен легко найти и прочесть основные моменты. 

В целом, ваше имя и контактная информация обычно находится сверху, имя и адрес клиента – ниже и номер счёта и дата – рядом. В этом случае детали работы займут почти всю страницу, в основном, внизу, вместе с другими деталями, такими как налоги, доставка, варианты оплаты, дата оплаты и другие сроки. 

Однако, это всё можно изменить. Можно использовать любой профессионально выглядящий формат счёта-фактуры, если вы внесёте в него всю важную информацию.  

Professional Invoice Design TemplateProfessional Invoice Design TemplateProfessional Invoice Design Template
Шаблон дизайна счёта-фактуры, доступный на GraphicRiver.

Вы можете начать с поиска коллекции профессиональных шаблонов счетов-фактур. Можно улучшить поиск при помощи таких ярлыков как чёткий, современный, корпоративный или креативный и увидеть множество вариантов дизайна. 

Другой вариант – создать свой счёт-фактуру через специальное приложение, например, Harvest, или бухгалтерское ПО QuickBooks или FreshBooks. Эти приложения и пакеты ПО обычно имеют хорошие встроенные форматы.  

Заключение

В этом руководстве вы узнали, что такое счёт-фактура, какие ключевые моменты он должен содержать и как должен выглядеть. Вы увидели коллекцию шаблонов, которые можно использовать для создания нужного формата для вашего бизнеса, в зависимости от его бренда. 

Создание счёта-фактуры – всего лишь одна часть процесса. Если хотите узнать, как разбираться с неоплаченными счетами и просроченными платежами, почитайте моё руководство по оплате вовремя.  В будущем руководстве я детально расскажу о сроках платежа, которые можно использовать для поощрения ускорения оплаты. 

Источники

Источник изображения: иконка со счётом-фактурой, созданная Алексом Ауда Самора из Noun Project.

Advertisement
Did you find this post useful?
Want a weekly email summary?
Subscribe below and we’ll send you a weekly email summary of all new Business tutorials. Never miss out on learning about the next big thing.
Scroll to top
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Business
  2. Invoicing
Business

What Is a Professional Invoice? A Complete Beginner’s Guide

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:

So you’ve found a client, completed some work, and now it’s time to get paid. Great! That’s the best part.

Invoicing, though, can be a daunting process the first time. You may have a number of questions you need answered, such as: What does a professional invoice look like? How can you create one? What information should you include?

So in this tutorial, I’ll start from the very beginning and take you through the basic steps of creating a professional invoice. To start with I’ll define an invoice, and then I’ll go through the key pieces of information you should always remember to include. I’ll finish by talking about how your invoice should look, and introduce you to some helpful templates and apps that you can use.

Before we begin the tutorial, if you're looking for an invoice template that has all the components of a professional invoice built in, browse through our collection of invoice templates to find just the right one for your business needs.

Now let’s get started with the first part: What exactly is an invoice?

1. What Is an Invoice?

To understand what an invoice is and what purpose it serves, let’s look at an example from everyday life.

Invoicing: A Basic Definition

Let’s say you go for dinner at your local pizzeria. You eat to your heart’s content, and at the end of the meal, the waiter brings you the bill (or if you’re in the U.S., you’ll get the check—it’s the same thing!).

The bill/check lists everything the restaurant gave you, the price of each item, and a total of what you owe. When the waiter hands you the bill, it’s a polite way of saying: “You’ve bought all these things from us. Now it’s time for you to pay for them.”

An invoice is exactly the same thing. You’ve done some work for a client, and now you need to get paid. So you list everything you’ve done, detail the prices, and provide the total amount that the client owes you.

Because you’re probably not handing the invoice to a client directly and expecting cash in your hand, an invoice also needs to include other information, like how to make a payment, where to send it, when to send it, etc. We’ll go through all of that in the next section. But as a basic definition, it’s helpful to think of an invoice as being like a bill for services you’ve provided.

Clean - professional invoice template
Clean, professional invoice template from GraphicRiver.

The Purposes of an Invoice

The main purpose of an invoice, then, is to ask for money, but it also serves some other purposes.

For one thing, it acts as a record of the transaction for both parties. As I mentioned in my guide to basic bookkeeping, you’ll want to hang on to invoices as proof of the work you did and the amount you charged for it—both for tax purposes and in case the client later comes back with queries or requests for new work. The proof of payment is also important, but it’s the invoice that breaks down the details of what was done and how much it costs. Your client will want to receive an invoice for similar reasons.

An invoice is also important in defining the payment terms: when you expect payment, what happens if the payment is late, and so on. There are many different ways of asking for payment, and I’ll delve more deeply into those in my next tutorial. But whichever payment terms you choose, the invoice is important in defining them clearly from the outset (most importantly the due date), and avoiding unnecessary delay and confusion.

And finally, a prompt, well-formatted invoice serves the subsidiary purpose of impressing your client. It shows that you are organized, efficient and professional. It makes it more likely that you’ll get paid quickly, and the good impression you create may even help you get more repeat business from that client in the future.

2. What Should a Professional Invoice Include?

If you want to get paid promptly, it’s crucial that your invoice includes all the right information. If it doesn’t, the client will have to query it, and it could lead to delays that cost you money. One survey found that 25% of small and medium-sized businesses had at least $5,000 a month delayed due to invoicing errors.

So in this section, I’ll list all the key pieces of information that a professional invoice should include. Depending on the industry you work in and the type of work you do, there may be some particular things that you need or want to add, and that’s fine. This is a checklist of basic items that all invoices should include, and you can always add extra things based on your particular needs.

Don’t worry for now about where each item should go—that will become clear when we talk about formatting in the next section.

Your Name and Contact Information

Any invoice should include your business’s name, address, phone number, email, website, and logo. (And if you’re part of a larger company, give specific contact details for the person within the company whom the client should contact with any queries.)

Your Client’s Name and Address

Don’t forget to name your client! It may seem obvious since you’re sending it to them, but remember that this is also a formal record of the transaction, and the client’s name and address should appear on it.

Invoice Number

Create a reference number, so that the correct invoice can easily be identified in case of queries. It doesn’t really matter what this number is—I often base mine on the date, e.g. 08122015 (8 December 2015). You could also simply number your invoices sequentially, starting from a random number (or from 0001 if you don’t mind showing your lack of experience!).

Whichever numbering system you use, just make sure that each invoice you create has a different number—if you create two with identical numbers by accident, it could lead to a world of confusion.

The Invoice Date

This is an important baseline—it establishes when you sent the invoice, and any payment terms (e.g. pay within 30 days) start from this date. (Note: you may also include somewhere on your invoice the date when you actually did the work, but make sure that the invoice date is more prominent, because it’s more important to the process of getting paid.)

A Due Date

How quickly do you expect to be paid? Within 30 days is quite common, although it can vary widely depending on the type of work, your needs and the client’s expectations. I’ll talk more about this in my next tutorial, but for now, the important thing is to include a due date on your invoice.

Total Amount Due

This is the important part—how much money the client owes. It should be prominent on the invoice. You’ll also need to give a breakdown of the charges, as we’ll see next.

Business professional invoice template
Business invoice template, available for purchase from GraphicRiver.

Details of the Work and the Charges

Any invoice must include basic details of the work you provided and how much you’re charging for each component.

How much detail to include depends on how complicated the project was and how the payment was structured. If it was a simple project with a single, one-off payment on completion, then it could be just a single line, such as:

Business card design for XYC Corp: $500

But if you completed multiple projects, or a single project with many separate components or milestones, then you should list each one separately and show the price of each one. For example:

  • Business card design: $500
  • Website design: $1,000
  • Logo design: $500

And if you’re charging by the hour, you’ll need to provide full details of the hours you worked, your hourly rate, and show your calculation of the total, such as:

Business card design, 10 hours @ $50/hour: $500

Ultimately, the purpose is to ensure that your client understands exactly how you arrive at your total amount due, and doesn’t have any questions.

It’s like in the pizzeria: you don’t want to get a bill saying just: “$50”. You want to see how much each pizza and glass of wine cost, so that you can add it all up and feel comfortable that you’re paying the right amount. On the other hand, you don’t want or need a bill that breaks down everything: “Making the dough, 50 cents. Adding olives, 75 cents....” Just include what the client needs to know in order to feel that your charges are fair and accurate.

Tax & Delivery

Tax details vary widely for different parts of the business and in different parts of the world, so I can’t cover specifics here, but if you need to charge sales tax or some other form of tax, you should definitely include that on your invoice (you may need to include a tax ID number too).

And if you’re shipping physical products, don’t forget to charge for delivery as a separate line item.

Payment Options

How should the client pay you? It’s important to specify this, and to include any information the client will need. For example, I normally write, “Please pay by PayPal” and include my PayPal ID on the invoice. You could also offer multiple options—there are plenty of other payment processors out there, and bank transfers or other electronic transfers are also an option.

Just be sure to offer at least one option that’s widely used: unless you have a very strong relationship with a client and do lots of business together, it’s unrealistic to expect them to sign up for a little-known payment processor just to save you a few bucks in fees.

Additional Payment Terms

This last item is not a must, but it’s often a good idea to include additional terms and conditions on your invoice, as a way of encouraging early payment. For example, you could offer a discount for people who pay in the first 10 days, or you could impose interest or penalties on late payments. 

3. What Should a Professional Invoice Look Like?

So now for the formatting. What should your invoice look like?

To understand, let’s go back to our pizzeria example. What does the bill in a pizzeria look like?

In truth, you’ve probably seen all sorts. If it’s a basic kind of pizzeria, it may be just a list scribbled down on the waiter’s notepad in illegible scrawl, with the total at the bottom circled in pen. If it’s a classier place, it usually comes neatly typed or printed, with the restaurant’s name, logo and contact details at the top and a friendly “Thank you” message at the bottom.

I’m sure you want your business to be seen as classy, not basic, so we’ll ignore the scribbled notepad idea. But just as there’s no single format for pizzeria bills, there’s no prescribed format for business invoices either. There are some common layouts, but there’s wide variation in styles. The important points are:

  • Use a professional-looking template to ensure a consistent look and feel.
  • If your business has its own logo, branding and colour scheme, make sure you can adapt the template to include those.
  • Include all the key items mentioned above.
  • Enter all the information clearly, ensuring that the important points are easy for the client to find and read.

In general, your name and contact information usually appear right at the top, with the client’s name and address underneath, and the invoice number and date nearby. Then the details of the work take up most of the page, with the grand total at the bottom, along with the other details like tax, delivery, payment options, due date and other terms.

But none of this is set in stone. As long as you include all the important information clearly, you can use any professional-looking invoice format you like.

Professional Invoice Design Template
Invoice Design Template, available on GraphicRiver.

You could get started by browsing a collection of professional invoice templates to see what’s available. You can refine your search with tags like clean, modern, corporate, or creative, and see how the designs vary.

Another option is to create your invoice with an invoicing app such as Harvest, or accounting software like QuickBooks or FreshBooks. These apps and software packages will usually have some good formats built in.

Conclusion

In this tutorial, you’ve seen what an invoice is, the key items it should include, and what an invoice should look like. You’ve seen a collection of templates that you can use to create the format you want for your business, depending on its brand.

Creating the invoice is just one part of the process, however. If you want to know how to handle things like following up on unpaid invoices and dealing with late payments, see my guide to getting paid on time. And in a future tutorial, I’ll go into more detail on the payment terms you can use to encourage prompt payment.

Resources

Graphic Credit: Invoice icon designed by Alex Auda Samora from the Noun Project.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.